Для эволюции живых организмов 36 лет — ничтожно малый срок. Но, как показали результаты недавнего исследования, в зоне отчуждения вокруг Чернобыльской АЭС эволюционные процессы протекают гораздо быстрее. Их мощным катализатором стал выброс в атмосферу огромного количества радиоактивных веществ в момент аварии 4-го реактора 26 апреля 1986 года.

В результаты самой масштабной техногенной катастрофы XX века заражению подверглась территория площадью более 2600 кв. км. При этом от губительного воздействия радиации пострадали не только люди, но и вся окружающая экосистема.

Однако многие представители фауны и флоры не погибли, а благополучно приспособились к новым экстремальным условиям. Так, шесть лет назад исследователи обнаружили в зоне отчуждения несколько особей восточных древесных лягушек черного цвета — в то время, как их «нормальные» сородичи имеют ярко-зеленую окраску.

Спустя несколько лет команда обследовала более 200 лягушек из 12 местных прудов с разным уровнем заражения, включая 4 пруда вне зоны поражения. Их вывод — чем выше уровень заражения, тем темнее окрас животных. В некоторых случаях этот показатель превышал нормальный почти на 44 %.

По мнению ученых, увеличение концентрации меланина защитило клетки организма лягушек от повреждения радиацией. Данный эффект чем-то напоминает загар под воздействием ультрафиолетового излучения. Но что особенно удивительно — за 36 лет с момента аварии на Чернобыльской АЭС в зоне поражения сменилось 10 поколений лягушек, для которых темный цвет кожи стал нормой.


Вид с озера на 4-й энергоблокИсточник &#8212 The Conversation